Финансы и традиционное общество

8–11 ноября 2010 года в Малайзии состоялся 18-й Всемирный конгресс бухгалтеров. Многие его участники высказали идею о том, что этические нормы необходимо соблюдать не только в повседневной деятельности компаний, но и в построении экономических отношений как таковых. Моральные ценности должны стать важнейшим фактором в формировании корпоративного и гражданского законодательства, быть основой обычаев делового оборота. Рассмотрим, как исламская этика влияет на функционирование финансовых институтов в ряде стран мира, в особенности на страны Юго-Восточной Азии и Океании[1].

 

Исламские финансы, несмотря на их название, – продукт не религиозный. Скорее их можно охарактеризовать как расширяемую серию финансовых продуктов, разработанных в целях соответствия требованиям определенной группы людей. Традиционные финансовые схемы включают элементы (проценты и риски), которые запрещены по законам шариата.

Формирование исламских финансов позволило мусульманам инвестировать сбережения и привлекать средства и при этом не вступать в компромисс с религиозными или этическими верованиями. Исламские финансы – это способ совершения сделок в соответствии с четко определенными ценностями, такими как честность, прозрачность и разделение рисков. Эти универсальные принципы могут быть оценены людьми разных вероисповеданий и национальностей и использованы всеми.

Хотя исламские финансы остаются относительно небольшим игроком с точки зрения глобального рынка, большинство аналитиков сходятся во мнении, что нет никаких признаков того, что рост в 15-20%, который переживает этот рынок сейчас, пойдет на спад в ближайшем будущем. По оценкам аналитиков, стоимость активов в отрасли на конец 2010 года составляет 1 трл долларов.

Этот непрерывный рост обеспечен в немалой степени поддержкой, выказанной исламским финансам правительствами многих стран мира. В частности, правительство Великобритании поддержало развитие этого сектора, внеся в отношении государственных пошлин такие изменения, которые бы обеспечивали рост исламского ипотечного рынка, а также пообещав начать выпуск суверенного Сукук (облигации) Великобритании.

Исламская традиция

В соответствии с традициями ислама вся жизнь человека должна опираться на правовые предписания, мораль и благонравие. Моральные ценности были интегрированы в правовые требования в виде специально разработанных договоров, таких как Амана (честность) при установлении Мурабаха (наценки) в рамках финансовых сделок. Другие принципы морали, распространяющиеся на коммерческие сделки, это:

– своевременность выплаты долгов или передачи активов. Несоблюдение этого аспекта может повлечь за собой юридические последствия;

– толерантность в процессе заключения торговых сделок. Стороны призваны быть внимательными к требованиям и обстоятельствам друг друга;

– взаимное аннулирование договорных обязательств по просьбе одной из сторон, в случае если одна из них недовольна результатами сделки;

– честность (Амана) во всех утверждениях, представлениях и гарантиях.

Это не полный список принципов исламских финансов, а скорее перечень, определяющий области, где в соответствии с традициями ислама нравственное поведение значимо с точки зрения деловых отношений.

Значение исламских финансов

Исламские финансы – термин, отражающий финансовую систему, не противоречащую принципам шариата. Традиционные финансы, в частности, традиционное банковское дело, основывается на системе депозитов и займов. Таким образом, взаимоотношения банкир-клиент всегда представляют собой взаимоотношения дебитор-кредитор. В то же время ключевым аспектом традиционных банковских операций является выплата или взимание процентов, что категорически запрещено шариатом.

Другие сферы деятельности, помимо банковской, такие как страхование и рынки капитала, могут также основываться на предоставлении продуктов и услуг, которые не соответствуют законам шариата, например, содержат элемент неопределенности (Гарар) в страховании и процентах по традиционным облигациям и акциям. Кроме того, в мире широко распространены сделки купли-продажи в отношении товаров и услуг, которые незаконны с точки зрения шариата.

По правилам, на рынке исламских финансов запрещены любые сделки по незаконным товарам и услугам. Запрет на участие охватывает не только сделки купли-продажи незаконных товаров и услуг (наркотики, алкоголь, содержание казино и т.п.), но и все звенья производственных и распределительных сетей (упаковка, транспортировка, хранение, маркетинг).

Компоненты 
исламских финансов

Банковское дело и проценты (Риба)

Исламское банковское дело – это наиболее развитая на сегодняшний день ветвь исламских финансов. Как уже было отмечено выше, наиболее важный, основополагающий принцип традиционного банковского дела состоит в том, что деньги создают деньги или, иными словами, на деньги устанавливается цена (процент), что является ростовщичеством.

Эта традиционная практика (имеющая в арабском мире название Риба) полностью противоречит концепции исламских финансов, так как исламское право с самого момента его становления категорически отрицает подобные действия. Наоборот, деньги в исламском праве никогда не воспринимались как нечто имеющие цену, а всегда рассматривались как средство обмена, средство сбережения и единица измерения.

Таким образом, в исламской банковской системе отношения банк-клиент лежат в границах различных договоров, заключаемых между банками и потребителями их услуг, и могут быть описаны как отношения пользователя и поставщика денежных средств. Взаимоотношения исламских банков с поставщиками денежных средств могут быть представлены в виде взаимоотношений агента и принципала, вкладчика и хранителя, инвестора и предпринимателя, таких же какие устанавливаются между равноправными партнерами по проекту совместного инвестирования.

Аналогично, банк и пользователи денежных средств – это продавец и покупатель, инвестор и предприниматель, принципал и агент, арендодатель и арендатор, лицо, передающее право, и правопреемник, партнеры в венчурном предприятии.

Такафул – исламское страхование

В рамках исламского страхования, называемого Такафул, страховой компании запрещено выплачивать держателю страхового полиса какую-либо компенсацию. И сумма страхового взноса, выплачиваемого держателем полиса, и сумма возмещения, выплачиваемого страховщиком, могут колебаться, основываясь на таких нестабильных понятиях, как средняя продолжительность жизни и уровень риска клиента. Все это может породить неопределенность (Гарар), что неприемлемо по законам шариата.

Такафул – это альтернатива традиционному страховому договору продажи компенсации в виде договора дарения, заключаемого между определенным кругом лиц – держателей страхового полиса. Согласно исламским традициям, неопределенность допустима только при получении пособия или в рамках одностороннего контракта, каким и является договор дарения, так как никакой односторонний контракт не может иметь своей целью получение прибыли.

Исламские рынки капитала

Помимо процентных ставок и неопределенности, такие распространенные аспекты рынка, как азартные игры – игры с нулевой суммой, инвестиции в незаконную деятельность, элементы гарантий по капиталу в отношении акционерного капитала, тоже должны быть исключены в рамках исламских финансов. В связи с этим исламские рынки капитала, включающие инвестиции в акционерный капитал и инструменты фиксированного дохода, должны быть избирательны при заключении договоров и совершении сделок, отличаясь тем самым от традиционных финансов, но достигая при этом не меньшего экономического успеха.

Исламские финансы в сравнении с традиционными финансовыми системами

Исламские финансы не должны и не имеют дела непосредственно с деньгами, так как деньги сами по себе не могут приносить дополнительные деньги. Деньги должны быть вложены в реальную деловую активность для того, чтобы приносить доход.

Другими словами, исламские финансовые институты обслуживают потребности своих клиентов в сфере финансирования, выступая в роли продавца, арендодателя или партнера в зависимости от ситуации. Происходит трансформация денег из предмета потребления в средство обеспечения торговли, аренды и инвестиций.

Функции денег в исламских финансах

Денежный фонд, формируемый на различных исламских счетах и (или) за счет фондов отдельных участников рынка, направляется на финансирование торговли, аренды или инвестиционной деятельности. С микроэкономической точки зрения происходит перевод денег в реальный экономический сектор (капитал) с целью получения дополнительного дохода. Таким образом, прибыль, получаемая исламскими финансовыми институтами, – это результат сделок по реальным активам, а не денежным.

Кредитный кризис

Низкие критерии выдачи ипотечных кредитов, установившиеся в странах с развитой экономикой, базировались на убеждении, что цена недвижимости будет продолжать расти, тем самым покрывая дополнительный риск предоставления займов лицам с нестабильным или плохим финансовым положением. Обязательства по закладным затем превратились в различные средства гарантии отложенных траншей, получив статус, который не соответствовал исходным активам. С падением стоимости фонда жилья финансовый рынок охватила паника: в основе этих гарантий не было реальных активов.

Сложилась бы подобная ситуация в финансовой системе, соответствующей законам шариата? По условиям исламских финансов торговля в долг запрещена. Следовательно, гарантии по закладным рассматриваются как ростовщичество, особенно если связь с реальным активом слаба. Согласно исламским финансам, товары, которыми продавец не владеет или которые не может поставить на текущий момент, не могут являться предметом договора. Таким образом, должна существовать прямая связь между таким активом и гарантиями такого рода, определяемая способом получения дохода.

Рост цен продовольствия

Продовольственный кризис вызван фактом того, что величина урожая основных зерновых культур (пшеницы, риса и т.д.) снизилась или не соответствует спросу. В результате цена продовольствия достигла уровня, на котором беднейшее население развивающихся стран (а эти зерновые составляют основу рациона большинства жителей страны) уже не может позволить себе базовые продукты. Топливный кризис только осложнил сложившуюся ситуацию.

Например, в США правительство поощряет фермеров выращивать такие зерновые, как маис, для получения альтернативного биотоплива. Переход на этот вид зерновых означает уменьшение земель, засеваемых под основные продовольственные культуры. Кроме того, существует широко распространенное мнение, что спекуляции на фьючерсном рынке усилили рост цен. Со снижением доходов в секторе недвижимости и на рынках акций трейдеры переключились на фьючерсный рынок продовольственных товаров. Эксперты полагают, что рост цен в значительной степени вызван ожиданиями роста цен в будущем.

Сложилась бы подобная ситуация в финансовой системе, соответствующей законам шариата? Форварды и фьючерсы подразумевают риск и торговлю, в которой вы еще не располагаете товарами или не можете их поставить сразу. Оба аспекта запрещены законами шариата. Например, нельзя продать не рожденного теленка или не собранное зерно. Эффект, который оказали фьючерсные рынки на цены основных продуктов питания (если таковой эффект был), не возник бы в финансовой системе под управлением строгих правил шариата.

Отличительные черты исламских финансов

Как уже было отмечено, исламские финансы, в частности, исламское банковское дело, обладают некоторыми характерными чертами, отсутствующими в традиционных финансовых системах. Рассмотрим их.

Отсутствие процентов. «Свобода от процентов» исламской банковской системы означает, что получение процентов в исламской банковской системе исключено в любой форме (денежной или иной другой). Примером того, как исламские финансы избегают выплат (получения) процентов в неденежной форме, является запрет на рекламные кампании в виде обещаний каких-либо подарков будущим или действительным владельцам сберегательных (Вадья) счетов или участникам залоговых (Квард) договоров.

Обязательность базовых активов. В связи с тем, что исламский банк выступает на финансовом рынке в качестве простого продавца услуг или прав на использование чужой собственности, арендодателя, фактическое наличие актива или услуги получает первостепенную важность.

Исключение неопределенности или азарта. Все сделки, заключаемые исламскими финансовыми институтами, должны быть свободны от элементов неопределенности (Гарар) и азартной игры (Маизир). Это правило возникло в связи с тем, что Гарар (неопределенность) может привести к возникновению разногласий, вызванных несправедливыми условиями контракта, которые в свою очередь были вызваны неправильным представлением данных или мошенничеством. Азартные игры или игры на деньги всегда рассматриваются как совокупность действий, в результате которых одна сторона обогащается за счет другой, то есть игры с нулевой суммой.

Разделение прибылей и убытков. Деятельность некоторых исламских банков позволяет разделять прибыли и убытки. Банк разделяет полученную прибыль с клиентами в равных пропорциях или согласно установленным коэффициентам. В случае убытков они будут понесены банком при условии контракта с наценкой (Мудараба) или пропорционально обеими сторонами при условии контракта – партнерского соглашения (Мушарака), при котором владелец капитала участвует в управлении. Эта концепция разительно отличается от концепции постоянного дохода.

Права и обязанности банков и их клиентов. Исламский банк не является ни заимодавцем, ни заемщиком. Вместо этого у него есть возможность предстать добросовестным трейдером, лицензирование деятельности которого осуществляется в рамках банковского права. Таким образом, исламская банковская система придает взаимоотношениям банк-клиент новую перспективную форму.

Соответствие религиозным догмам. Центральным аспектом исламских финансов является соответствие установленным религиозным принципам и правилам. Отличительной чертой исламских финансов является установление в рамках любого финансового института консультативного и надзорного советов по вопросам соответствия финансовой деятельности религиозным нормам, в частности, законам шариата. Установление таких советов является обязательным требованием к участию в рынке исламских финансов. В состав совета или комитета такого рода входят квалифицированные ученые, обладающие безупречной репутацией и необходимыми навыками.



[1] Статья подготовлена по материалам, распространенным на 18-м конгрессе. Редакция благодарит Ольгу Молчановскую за предоставленный перевод указанных материалов.