«В системе санкций за налоговые правонарушения произошли существенные изменения»

Со 2 сентября 2010 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который внес значительные поправки в Налоговый кодекс РФ. О важных нововведениях мы беседуем с С.В. Разгулиным, заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

 

- Сергей Викторович, на какие изменения налогоплательщикам нужно обратить особое внимание?

- Существенные изменения произошли в системе санкций за совершение налоговых правонарушений. Во-первых, в отношении большинства видов правонарушений увеличены размеры штрафов (от двух до десяти раз). Например, за непредставление налоговой декларации минимальный штраф теперь составляет 1000 руб., а штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если это деяние имело место в течение одного налогового периода, - 10 000 руб. Раньше эти суммы составляли 100 руб. и 5000 руб. соответственно.

Во-вторых, составы многих правонарушений переформулированы. Так, больше не выделяется как отдельное правонарушение нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет на срок более 90 календарных дней. Введен единый штраф в размере 10 000 руб., который налагается вне зависимости от того, насколько просрочена подача заявления.

В дополнение к данному штрафу может применяться штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Он составляет 10% от доходов, полученных за все время ведения такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Впрочем, незначительная по времени просрочка исполнения соответствующих обязанностей может быть на основании ; рассмотрена как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Введена ответственность налогового агента за неудержание налога в установленный срок. Напомню, что раньше штраф применялся только за неправомерное неперечисление или неполное перечисление налогов.

- Какие штрафы будут применяться, если правонарушение обнаружено после вступления в силу Закона № 229-ФЗ, а было совершено ранее?

- Согласно конституционному принципу, акты законодательства, которыми устанавливается или отягчается ответственность за нарушения, не имеют обратной силы. Таким образом, соответствующие положения о составах налоговых правонарушений могут применяться только в отношении налоговых правонарушений, допущенных налогоплательщиками и иными лицами после 1 сентября 2010 года. Например, за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Что касается ответственности за ранее допущенные правонарушения, то нужно учитывать положения пункта 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ. В нем сказано, что в случаях, если первая часть Налогового кодекса в редакции Закона № 229-ФЗ устанавливает более мягкую ответственность, чем та, которая была раньше, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, применяется ответственность в соответствии с новой редакцией части первой Кодекса. Такая ситуация может иметь место при привлечении к ответственности за просрочку представления налоговой декларации на срок более 180 дней.

- Пункт 11 статьи 10 Закона № 229-ФЗ прямо указывает, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до дня вступления этого закона в силу, проводятся в порядке, действовавшем раньше...

- Данная норма распространяется на процедуру проверки и оформление ее результатов. Это, в частности, касается возможности представления истребуемых налоговым органом документов в электронном виде и права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, до вынесения решения по результатам налоговой проверки знакомиться с заверенными налоговым органом выписками из документов, содержащих не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц.

Вместе с тем, несмотря на то что право лица знакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля закреплено только Законом № 229-ФЗ, непредставление налогоплательщику такой возможности и до внесения поправок рассматривалось судами как нарушение права налогоплательщика на защиту, влекущее за собой отмену решения (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

- Вы упомянули, что у налогоплательщиков появилась возможность представлять в налоговый орган документы в электронном виде. Расскажите подробнее о возможностях электронного документооборота.

- Одна из задач, которую призван решить Закон № 229-ФЗ, - это внедрение электронных документов. Причем не только в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, но и в отношениях между налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений, а также между хозяйствующими субъектами.

Так, у налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, а также у нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, появилась возможность представлять в электронном виде в налоговые органы сообщения об открытии и закрытии счетов. Также в электронном виде организации могут сообщать об обособленных подразделениях, о реорганизации и ликвидации.

Налогоплательщики получили возможность проводить в электронной форме сверку расчетов по налогам, подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе, составлять и выставлять счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Налоговые органы в свою очередь теперь могут направлять налогоплательщикам в электронном виде налоговые уведомления, требования об уплате налога и о представлении документов.

Электронный документооборот также будет активно применяться между налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений. Например, налоговые органы могут в электронном виде направлять в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и поручения на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств. Замечу, что требования о перечислении банками налогов, сборов, пеней и штрафов налоговые органы обязаны направлять в банки по телекоммуникационным каналам связи.

Банки же обязаны в электронном виде сообщать налоговым органам об остатках денежных средств организаций на счетах, операции по которым приостановлены, и могут предоставлять налоговым органам в электронном виде иную информацию, предусмотренную Налоговым кодексом.

Для многих органов, предоставляющих налоговым органам необходимые сведения для постановки на учет налогоплательщиков и исчисления налогов, также установлена обязанность передавать соответствующие сведения в электронном виде. Речь идет об органах, осуществляющих кадастровый учет, государственный технический учет, регистрацию транспортных средств, осуществляющих выдачу и замену документов.

- Какая ответственность предусмотрена за неиспользование электронных документов?

- Закон № 229-ФЗ установил новый вид ответственности для налогоплательщиков - штраф в размере 200 руб. за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде предусмотрено только для крупнейших налогоплательщиков и налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. В остальных случаях использование электронных деклараций и расчетов - это право налогоплательщиков.

Для банков предусмотрен штраф в размере 20 000 руб., в том числе за несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены.

Что касается ответственности иных участников налоговых отношений, то неиспользование ими электронного документооборота в случаях, когда Налоговый кодекс предусматривает его обязательное использование, рассматривается как неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Такое правонарушение наказывается штрафом в размере 5000 руб.

- Из самого названия Закона № 229-ФЗ следует, что его принятие связано с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Какова процедура урегулирования?

- Достаточно много организаций отвечают признакам недействующего юридического лица, то есть они в течение последних 12 месяцев не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету. При этом за такими организациями нередко числятся недоимка и задолженность по пеням и штрафам.

Процедура ликвидации подобных организаций в общеустановленном порядке фактически неприменима или требует финансирования из бюджета в рамках процедуры банкротства в размерах, превышающих суммы, которые могут быть реально взысканы. Именно поэтому в Закон № 229-ФЗ включено положение о том, что недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, но не находятся в процедурах, применяемых при банкротстве, и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки и задолженности, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.

Кроме того, Закон № 229-ФЗ внес поправки в статью 59 НК РФ, которая теперь непосредственно регламентирует порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания. Таковыми они могут быть признаны в случаях ликвидации организации, признания банкротом индивидуального предпринимателя, смерти физического лица, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением срока их взыскания, иные случаи, предусмотренные налоговым законодательством.

В таком же порядке с ликвидированных банков списываются не перечисленные ими в бюджетную систему Российской Федерации суммы налогов, сборов, пеней и штрафов их клиентов - налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

- Могут ли налогоплательщики реструктурировать уже имеющиеся недоимку и задолженность?

- Термин «реструктуризация» Налоговым кодексом не используется. Налогоплательщики могут воспользоваться отсрочкой или рассрочкой. Причем ;Закон № 229-ФЗ внес ряд существенных поправок в порядок их предоставления.

Во-первых, перечисленными инструментами теперь можно пользоваться в отношении не только налогов и сборов, но и пеней и штрафов. Правда, это право дано не всем: действие главы 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» НК РФ не распространяется на налоговых агентов.

Во-вторых, введено правило, согласно которому одновременно с подачей заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки заинтересованное лицо может подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита. В то же время появилось новое обстоятельство, при наличии которого срок уплаты не может быть изменен. А именно: если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога или сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением их условий.

В-третьих, четко определен пакет документов, представляемых заинтересованным лицом в зависимости от оснований, по которым оно претендует на изменение срока уплаты налога, сбора, пени или штрафа.

- Какие изменения произошли в части учета налогоплательщиков?

- Закон № 229-ФЗ сделал еще один шаг на пути дальнейшего развития в системе постановки на учет налогоплательщиков принципа «одного окна». Так, отменена обязанность организаций сообщать в налоговые органы о создании филиалов и представительств. Учет будет проводиться на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Постановка на учет организаций по месту нахождения иных обособленных подразделений будет проводиться на основании сообщений налогоплательщика об их создании. Закон № 229-ФЗ исключил процедуру подачи заявления о постановке на учет и снятии с учета.

Введена процедура изменения места постановки на учет при изменении адреса места нахождения обособленного подразделения. Теперь организациям достаточно в трехдневный срок сообщить в налоговый орган об изменениях в ранее сообщенных сведениях о таком обособленном подразделении. Раньше это были две процедуры - снятие с учета и постановка на учет.

Обратите внимание, что для организации установлена обязанность в трехдневный срок сообщать обо всех обособленных подразделениях на территории Российской Федерации - филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, через которые прекращается ее деятельность.

- Закон № 229-ФЗ внес также изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ. Расскажите о них.

- Самые значительные поправки коснулись налога на прибыль организаций. Если говорить об изменениях, которые затронут всех налогоплательщиков, то это в первую очередь увеличение с 20 000 руб. до 40 000 руб. стоимости имущества, признаваемого основным средством. Поскольку эта норма вступит в силу с 1 января 2011 года, применяться она будет только к тем основным средствам, которые будут введены в эксплуатацию с этой даты.

Еще одно общее изменение - это увеличение лимита доходов от реализации, позволяющего организации уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода. Этим правом могут воспользоваться организации, у которых за четыре предыдущих квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал.

Данная норма также вступит в силу с 1 января 2011 года. Поэтому уже начиная с первого квартала 2011 года, если показатели 2010 года будут соответствовать указанному лимиту, организации смогут применить такой порядок уплаты налога на прибыль.

Что касается иных изменений, то нужно отметить введение трехгодичного периода, когда организации смогут признавать расходы в виде процентов по долговым обязательствам, выраженным в рублях, в увеличенном размере. Норматив признания расходов в виде процентов, осуществленных с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года включительно, равен ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раз (раньше - в 1,1 раза).

По валютным кредитам, напротив, проценты будут признаваться в уменьшенном размере, но в течение всего двух лет. На 2010 год сохранен прежний норматив - 15%. А с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте, будут учитываться в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на коэффициент 0,8.

- Вы сказали, что новый норматив признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам, выраженным в рублях, применяется к расходам, осуществленным начиная с 1 января 2010 года. Получается, что организациям придется пересчитать налоговую базу за все отчетные периоды 2010 года и сдать уточненные декларации?

- Это поправка в пользу налогоплательщиков. Организации действительно могут пересчитать по новым правилам расходы в виде процентов, учтенные в течение 2010 года, и включить эти данные в декларацию по налогу на прибыль. Организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, могут отразить пересчитанную сумму процентов в декларации за август 2010 года, а организации, уплачивающие квартальные авансовые платежи, - в декларации за 9 месяцев 2010 года.

- Продолжим разговор об изменениях в части второй Налогового кодекса РФ. Весьма значительными можно назвать поправки в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. В чем их суть?

- Организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц, прежде всего нужно изучить свои новые обязанности по ведению учета доходов и удержанных налогов. С 1 января 2011 года больше не будет применяться налоговая карточка по форме 1-НДФЛ. Вместо нее налоговые агенты должны будут самостоятельно разработать регистры налогового учета.

Данные регистры должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС России, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, а также реквизиты соответствующего платежного документа.

Налоговые агенты могут использовать налоговую карточку по форме 1-НДФЛ в качестве основы при разработке своих регистров налогового учета, дополнив ее необходимыми сведениями. Обратите внимание, что отсутствие регистров налогового учета будет влечь ответственность по статье 120 НК РФ.

Кроме того, с 1 января 2011 года вступит в силу новая редакция пункта 1 статьи 231 НК РФ, которая регламентирует механизм возврата налогоплательщику сумм НДФЛ, излишне удержанных из его дохода налоговым агентом. Раньше этот механизм определен не был.

Так, налоговые агенты обязаны будут сообщать налогоплательщикам о каждом ставшем известном факте излишнего удержания налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Возврат осуществляется за счет сумм налога, причитающихся к уплате как по данному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего письменного заявления налогоплательщика.

Для налоговых агентов установлена ответственность за нарушение срока возврата излишне удержанных сумм НДФЛ. За каждый календарный день просрочки на не возвращенную вовремя сумму должны быть начислены проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

- Изменения затронули и другие налоги. Что поменялось?

- По земельному и транспортному налогам отменена промежуточная отчетность. Начиная с 1 января 2011 года по ним будут представляться только налоговые декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с 2011 года отменены авансовые платежи по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц. Эта категория налогоплательщиков будет уплачивать данные налоги один раз в год, по итогам соответствующего налогового периода. Предполагается, что дата уплаты налогов будет единой - не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. В этом случае указанные налоги за 2011 год надо будет уплатить до 1 ноября 2012 года.

- Спасибо.

Беседовала Нина Иволгина

Изменения в системе санкций за совершение налоговых правонарушений

 

Налоговое правонарушение Характер изменений
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) С 5000 руб. до 10 000 руб. увеличен штраф за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
Увеличен штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Размер штрафа составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (раньше -- не менее 20 000 руб.)
Исключены штрафы за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе и за ведение деятельности без постановки на учета на срок более 90 календарных дней
Непредставление налоговой декларации (ст. 119"> НК РФ) Со 100 руб. до 1000 руб. увеличен минимальный штраф за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации
Изменен расчет суммы штрафа. Теперь штраф взимается в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании не представленной вовремя декларации.

 

Раньше штраф рассчитывался исходя из всей суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации

Исключен штраф за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ) Установлен новый штраф за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ. Размер штрафа -- 200 руб.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (;ст. 120 НК РФ) С 5000 руб. до 10 000 руб. увеличен штраф за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода
С 15 000 руб. до 30 000 руб. увеличен размер штрафа за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода
С 10% до 20% от суммы неуплаченного налога увеличен штраф за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы.

 

С 15 000 руб. до 40 000 руб. увеличен минимальный размер штрафа за данное правонарушение

Понятие «грубое нарушение правил» распространено на отсутствие регистров налогового учета и систематическое несвоевременное или неправильное отражение в них хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) Состав правонарушения расширен. Теперь штраф может быть применен к налоговым агентам, которые не только неправомерно не перечислили (не полностью перечислили), но и не удержали (не полностью удержали) суммы налога, подлежащего удержанию и (или) удержанию и перечислению
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ) С 10 000 руб. до 30 000 руб. увеличен размер штрафа за несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Состав правонарушения расширен. Теперь штраф применяется и за несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ) С 50 руб. до 200 руб. увеличен размер штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф взимается за каждый непредставленный документ
С 5000 руб. до 10 000 руб. увеличен размер штрафа за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ) С 1000 руб. до 5000 руб. увеличен размер штрафа за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ) С 1000 руб. до 5000 руб. увеличен размер штрафа за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу
С 5000 руб. до 20 000 руб. увеличен размер штрафа за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ) С 10 000 руб. до 20 000 руб. увеличен максимальный размер штрафа за исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации
Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ) С 10 000 руб. до 20 000 руб. увеличен размер штрафа за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения