«Перспективными являются абсолютно все намеченные мероприятия»

О планах, полезных разработках и необходимых изменениях мы беседуем с Л. И. Хоружий, вице-президентом и председателем Совета по профессиональному образованию ИПБ России, президентом и председателем Комитета по профессиональному образованию ИПБ Московского региона.

– Людмила Ивановна, согласно планам работы Совета по профессиональному образованию, которые обнародованы на сайте ИПБ России, должны пройти или уже прошли процедуру актуализации не менее 10 разделов программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. С чем связана столь масштабная работа по корректировке?

– Жизнь не стоит на месте, все меняется. К примеру, такие разделы программы, как «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Основы аудита» и «Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее анализ» потребовали актуализации в связи с существенным изменением законодательства о бухгалтерском учете, налогообложении и аудите. Другие разделы, допустим, «Финансовый менеджмент (блоки 1 и 2)» нуждаются в адаптации к уровню базовых знаний, с которым слушатели приходят учиться, и к тем задачам, которые им приходится решать в своей работе.

Кроме того, в 2010 году будет существенно расширен перечень спецкурсов, то есть 40-часовых программ повышения квалификации, а уже утвержденные будут приведены в соответствие с действующим законодательством.

– Продолжим разговор о планах Совета по профессиональному образованию ИПБ России. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее интересными и перспективными?

– Перспективными являются абсолютно все намеченные мероприятия. Ведь даже самые рутинные задачи, которые регулярно выполняет Совет (например, актуализация тестов для пробного экзамена на сайте), в конечном итоге служат благому делу – повышению уровня профессиональной подготовки наших членов.

Что касается интересных планов, то здесь хочу выделить работу по созданию единой базы вопросов для проведения письменно-устного экзамена. Объясню свой интерес к этой работе.

Как известно, экзамен на получение аттестата профессионального бухгалтера состоит из двух частей – письменно-устного экзамена, который проходит в учебно-методическом центре, и электронного тестирования, которое проводится в территориальном институте профессиональных бухгалтеров. Базу тестов формирует и актуализирует ИПБ России, а базу вопросов для письменно-устного экзамена – территориальный институт.

Некоторые регионы, в частности, Московский, проводят работу по актуализации базы вопросов на постоянной основе. Но поскольку для такой работы требуются достаточные финансовые и человеческие ресурсы, ее могут себе позволить далеко не все территориальные институты.

Идея заключается в том, чтобы создать единую базу основных вопросов для письменно-устного экзамена, по аналогии с базой тестов, и предоставлять ее территориальным институтам, для которых ее использование является добровольным. ИПБ России будет поддерживать эту базу в актуальном состоянии, а территориальные институты при желании смогут дополнять ее своими вопросами.

– Действительно, революционная задумка, которая должна помочь региональным институтам улучшить контроль над аттестацией. Еще интересные планы есть?

– По общему мнению членов Совета по профессиональному образованию, назрела необходимость в создании еще одной специализации профессиональных бухгалтеров. Существует шесть специализаций профессионального бухгалтера коммерческой организации: главный бухгалтер, бухгалтер-эксперт (консультант), финансовый директор (менеджер), финансовый эксперт (консультант), директор по управленческому учету и бухгалтер-аналитик. Мы считаем, что настала пора ввести седьмую специализацию «налоговый консультант». Отсюда и еще один интересный план – создание программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров по данной специализации.

Среди других планов разработка интерактивных учебных пособий по базовым и продвинутым курсам для подготовки профессиональных бухгалтеров, кейсов по программе «Финансовый менеджмент», а также создание системы контроля качества деятельности учебно-методических центров.

– Насколько мне известно, в ИПБ Московского региона такая система контроля качества уже есть. Возможно, она послужит основой для разработки «федеральной» системы. Расскажите, в чем ее суть.

– Да, в 2009 году ИПБ Московского региона разработал и утвердил методику проверки учебно-методических центров. Она уже прошла апробацию и дает свои результаты. Суть проверки сводится к тому, что контролеры выясняют, насколько работа каждого из учебно-методических центров соответствует четырем стандартам качества: организационному, учебно-методическому, информационному и материально-техническому. Также в ходе проверки путем анкетирования устанавливается удовлетворенность слушателей качеством учебного процесса и изучается система внутреннего контроля качества обучения в учебно-методическом центре.

– Поговорим о каждом из этих стандартов подробнее.

– Проверяя соответствие организационному стандарту качества, контролеры запрашивают сведения об учебных программах, реализуемых учебно-методическим центром, проводят сравнение фактических сведений о центре с аккредитационными показателями, проверяют наличие и правильность заполнения личных дел слушателей.

Учебно-методический стандарт качества позволяет контролировать соответствие учебных программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров требованиям ИПБ России по содержанию и длительности, наличие учебно-методических комплексов и их соответствие типовой структуре, наличие учебных пособий и дополнительных материалов. Проверяя соответствие работы центра этому стандарту, контролеры запрашивают информацию о преподавателях и устанавливают уровень их квалификации на основе подтверждающих документов.

Информационный стандарт качества – это внутренняя информационная среда: содержание и оформление расписания занятий, соответствие библиотечного фонда аккредитационным показателям, использование ресурсов Интернета в учебном процессе, обеспечение слушателей учебно-методическими материалами и учебными пособиями и другое.

И наконец, материально-технический стандарт качества выявляет фактический уровень материально-технической оснащенности учебного процесса в учебно-методическом центре, соответствие технических условий учебного процесса требованиям государственных стандартов, степень использования современных материально-технических средств в учебном процессе, уровень оснащенности учебно-лабораторным оборудованием, обеспечение новых технологий обучения техническими средствами и т.д.

– Как происходит оценка деятельности УМЦ?

– Разработана гибкая шкала баллов, которая отражает степень соответствия работы учебно-методического центра каждому стандарту качества. Итоговая оценка – это средний балл.

Если центр набрал более 7 баллов, значит, его работа достаточна для обеспечения качества обучения на должном уровне и направлена на полное соблюдение стандартов качества. Если итоговая оценка попадает в диапазон от 6 до 7 баллов включительно, центру следует улучшить работу, существуют отдельные недостатки в применении стандартов качества.

Итоговый балл от 4 до 6 включительно свидетельствует о том, что центру необходимо предусмотреть серьезные организационные реформы для обеспечения качества деятельности, выявленные недостатки позволяют говорить о неполном соблюдении стандартов качества. Тем же центрам, чья итоговая оценка менее 4 баллов, что говорит о несоответствии деятельности стандартам качества, мы рекомендуем выполнить комплекс неотложных мер. Если этот комплекс не выполняется, рассматриваем вопрос о прекращении аккредитации УМЦ.

– Каковы результаты?

– В конце 2009 года были проверены практически все активно работающие учебно-методические центры Москвы. Большинство из них – 33 из 40 – получили оценку более 7 баллов.

Результаты проверок размещены на сайте ИПБ Московского региона, в разделе, посвященном работе Комитета по профессиональному образованию. Наши члены, выбирая для себя центр, в котором они будут проходить повышение квалификации, могут воспользоваться этими объективными данными.

– Тем не менее возникают сомнения в объективности подобных проверок. Ведь они осуществляются по формальным признакам…

– Конечно, проверка отчасти носит формальный характер. Чтобы получить более полную объективную информацию о деятельности учебно-методических центров, мы проверяем анкеты, которые заполняют слушатели. Из этих анкет можно почерпнуть информацию о качестве подготовки, качестве чтения лекций.

Кроме того, в 2009 году одновременно с началом проверок учебно-методических центров на сайте ИПБ Московского региона была открыта горячая линия по качеству обучения в УМЦ. Здесь слушатели могут оставить свои замечания о качестве подготовки в том или ином центре.

Эта горячая линия является ценным источником оперативной информации. Центры, о которых оставлены негативные отзывы, не только будут проверяться более тщательно во время плановых проверок, но могут ожидать к себе и внеплановую проверку.

– Каковы последствия для центров, которые отказываются от проведения процедуры контроля качества обучения?

– Таким центрам будет повторно предложено пройти проверку. При повторном отказе будет рассматриваться вопрос об исключении из реестра учебно-методических центров, иначе говоря, о прекращении аккредитации.

– В завершение беседы поговорим о планах, которые ставит перед собой на 2010 год ИПБ Московского региона.

– В первую очередь, оказание практической помощи нашим членам. Мы намерены не только продолжать, но и активно расширять работу по методическому обеспечению бухгалтеров. Разработка методических рекомендаций по бухгалтерскому учету различных операций уже стала хорошей традицией для ИПБ Московского региона.

Кроме того, наш территориальный институт занят поиском возможных путей взаимодействия с аудиторским корпусом. Как известно, с 1 января 2010 года аудиторы и аудиторские организации должны являться членами саморегулируемой организации аудиторов. Те аудиторы и аудиторские организации, которые являются членами ИПБ Московского региона (как, впрочем, и других территориальных институтов), стали членами НП «Гильдия аудиторов ИПБР», получив двойное членство.

Поскольку все функции, связанные с контролем качества аудиторской деятельности, перешли к Гильдии аудиторов, ИПБ Московского региона временно приостановил работу с этой категорией членов, но утратить с ней связь не хотел бы. Мы надеемся сохранить аудиторов в своих рядах и увеличить их представительство в нашем институте. С удовольствием рассмотрим любые предложения, направленные на развитие такого взаимодействия.

– Какие преимущества получают аудиторы и аудиторские организации от членства в ИПБ Московского региона?

– У них есть все возможности членов ИПБ Московского региона: они бесплатно получают журнал «Вестник бухгалтера Московского региона», могут посещать бесплатные семинары, которые для своих членов устраивает ИПБ Московского региона, могут рассчитывать на услуги по трудоустройству и т.д.

– Спасибо.

Беседовала Нина Иволгина